Новости и публикации
О программе
Карта благоустройства
Вопросы и ответы
Язык города: зачем Первоуральску городская навигация
Новости

Городская навигация — это своего рода язык, на котором город разговаривает со своими жителями и гостями. От того, насколько он логичен и понятен, напрямую зависит восприятие города. Редакция gorod.pervo.ru разбирается, что входит в городскую систему ориентирования и как она будет устроена в Первоуральске.

Зачем городу язык

Одна из важных функций городской навигации — унификация всех информационных носителей: адресных табличек, мусорных баков, остановочных комплексов и многого другого. Все они должны быть объединены общей идеей и выполнены в едином стиле, отмечает Александр Старостин, исследователь компании WhiteCity.


Городская навигация должна быть эстетичной и удобной, она должна легко считываться не только местными жителями, но и гостями города. Обеспечение комфортной системы ориентирования — сложная задача, которую могут решить городские власти. 




«Человек — это социальное существо. Если он приходит на вечеринку и понимает, что с ним никто не хочет общаться, то, конечно, чувствует себя плохо и спешит поскорее уйти. То же самое происходит и в российских городах, приезжая в которые, мы чувствуем, что нас здесь не ждали и что понять, куда идти и что делать, совершенно невозможно. Поэтому хорошая концепция языка города открывает для него массу возможностей — создает новые точки притяжения, обозначает туристические маршруты», — объясняет важность городской навигации Старостин.



Какой бывает эффективная городская навигация

Одним из первых в мире провел эксперимент небольшой британский город Бристоль, где еще в 1999 году появился проект Bristol Legible City («Бристоль понятный город»). 




Источник: bristollegiblecity.info


Основным информационным элементом среды в этом проекте стали стелы, которые помогали пользователям комплексно понять свое положение в пространстве: они показывали одновременно текущую локацию, обзорную схему всего города, разделенную на районы, и карту радиуса пешей доступности.



Источник: bristollegiblecity.info


За счет последней муниципалитету удалось мотивировать горожан на более частые пешие прогулки: ориентироваться в пространстве было легче, а город стал для людей понятнее.


Говоря о качественной городской навигации, нельзя обойти стороной Нью-Йорк, где разработали проект Walk New York («Прогулка по Нью-Йорку»). Над программой пешеходных карт работала целая группа специалистов: одни делали трехмерные здания, другие определяли графический язык, третьи отвечали за общую художественную концепцию.



Источник: www.aiga.org/case-study-walknyc-pedestrian-wayfinding


Получилось удобно: нью-йоркские носители показывали даже такие частные детали, как ширина тротуара и наличие наземных и подземных переходов. Также маршруты учитывали все барьеры, которые горожане и гости смогут встретить, передвигаясь пешком. Визуально носители тоже выглядели эффектно: цвета подобраны гармонично, стыки выполнены лаконично, а текст и схемы подсвечены изнутри.


Выделяется среди мировых систем навигации британский город Бат: проект авторства FW Design интересен своим взаимоотношением с историей города, основанного при римлянах. Для информационных стел в Бате использовали кортен-сталь: ржавчина в этом случае воспринимается как признак старины. Сами карты созданы с особым вниманием к деталям: шрифтам, цветовой палитре и иллюстрациям, сделанным специально для Бата.




Источник: www.fwdesign.com/bath


Что ждет Первоуральск

Валентина Миронова, руководитель проектов «Центра аналитики города»:

— В городскую навигацию Первоуральска войдут новые адресные таблички, информационные стенды и стелы, а также некоторые другие элементы.

Отдельно мы разработали удобные транспортные схемы — карты, которые будут расположены на остановочных комплексах. Для этого мы пригласили Алексея Радченко — эксперта по транспорту из Москвы. Он продумал, как можно визуально отобразить маршруты так, чтобы люди на остановке сразу понимали, какой транспорт здесь ходит и куда на нем можно добраться. 




Кроме того, мы предложили стандартные параметры для любого городского оборудования: размер адресной таблицы, высоту информационного стенда, шрифты. В дизайн-коде также прописаны цвета: основные — серый (цвет металла трубной продукции) и красный (цвет лидерства и первенства), но есть и дополнительные. Вся палитра взята с мозаик Гальберга, которая украшает фасад ДК. 




Также в городской навигации мы будем использовать знак Первоуральска — легко воспроизводимый элемент, вписанный в квадрат. Стремительная, лаконичная графика знака вдохновлена мозаичным стилем и отражает быстрое развитие города. В нем косвенно отображены и другие особенности Первоуральска — сложный ландшафт города и расположение на границе Европы и Азии.




Когда люди будут передвигаться по улицам, где их будут окружать похожие элементы, у них всегда будет возникать понимание, что они находятся в Первоуральске. Сейчас запущены административные процедуры по внесению дизайн-кода в правила благоустройства Первоуральска. Если правила пройдут публичные слушания, в середине лета они будут утверждены.

Комментарии